Уроки музыки 6 класс

УЧЕБНИК - 👈 активная ссылка учебника за 6 класс

(все красные слова - это активные ссылки, нажимайте на них и изучайте материал, делайте задания).

I четверть

Урок № 5 (на 12.10.2021г.) страницы в учебнике 24-25

"Уноси мое сердце в звенящую даль..."
    
    Этими строками начинает Афанасий Фет свое стихотворение "Певице".
    Музыка Сергея Рахманинова также способна дать человеку возможность перенестись в его фантазиях в далекие воспоминания. Раннее утро, роса, свежесть сирени...
    Имя Сергея Васильевича Рахманинова не раз звучало на уроках музыки. Величайший пианист и композитор, он по праву занимает место в плеяде мировых звезд классической музыки. Но когда-то и его творчество считали новаторским, смелым.
    В своих романсах Рахманинов использует особые выразительные и изобразительные музыкальные приемы, создающие неповторимые образы, делающие музыкальные картины невероятно правдивыми. 
    Прочитайте отрывок из рассказа Юрия Нагибина "Сирень" и послушайте одноименный романс Сергея Рахманинова.

Д/з: Устно ответить на вопросы: Что объединяет эти произведения? Как фортепианный аккомпанемент и мелодия романса создают у слушателя образ раннего утра? 
В тетрадь перерисовать таблицу (можно без рисунков) "Средства музыкальной выразительности" 
А также письменно ответить на вопрос: Какими средствами музыкальной выразительности рисует композитор С.Рахманинов музыкальную картину в произведении "Сирень"? (таблица в помощь). Ответ сфотографировать и прислать либо на почту grinya.28@rambler.ru или написать в электронном дневнике прикрепить фото к письму (конвертик в правом верхнем углу, а дальше всё понятно).

Урок № 6 (на 19.10.2021г.) страницы в учебнике 26-29

Музыкальный образ и мастерство исполнителя
                                             Посмотрите видео урок👇

!!!Послушайте еще раз ярчайшие музыкальные фрагменты ролей Ф.Шаляпина.
Д/з: В тетрадь запишите тему урока, а так же все музыкальные номера, которые вы послушаете во время урока №6.
Открыта до 25 октября 21.00ч. Не забываем полностью писать фамилию и имя, класс (букву) при входе в тест!!!! Подписанные просто именами работы не проверяются!

II четверть

Для должников 👉 ТЕСТ-ИГРА  по теме баллада "Лесной царь"

Открыта до 28 декабря 21.15ч. Не забываем полностью писать фамилию и имя, класс (букву) при входе в игру!!!! Подписанные просто именами работы не проверяются!

Урок № 2 (на 30.11.2020г.)

Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка 

    На этом уроке мы продолжим узнавать, как развивалось музыкальное искусство в нашей стране на протяжении многих веков. Параллельно существовали несколько направлений: народное творчество, духовная, светская музыка. Искусство этих направлений отражало духовные, культурные, жизненные потребности людей разных сословий, мировоззрений...

    На уроке мы узнали, что знаменный распев стал первым образцом русской христианской музыкальной культуры. Подобную музыку и сейчас можно услышать в православном христианском храме. Знаменные распевы исполняются одноголосно, то есть, в унисон. Одноголосие не означает, что поет один человек. Если сто человек поют одну и ту же мелодию - это унисон, то есть все как один, в один голос. Многоголосие также создают несколько мелодий, а не количество людей. Давайте вспомним звучание знаменного распева:
Какие особенности мы услышали в музыке? Ответьте устно на вопросы:
  1. Была ли мелодия интонационно разнообразна или звучала монотонно?
  2. Кто исполнял - мужчины или женщины и почему?
  3. Люди пели все как один или отдельные группы исполняли свои мелодии, разнообразные подголоски?
  4. Было ли звучание хора украшено звучанием музыкальных инструментов?
  5. На каком языке исполнялось произведение?
  6. Каков характер звучания музыки?
   Ответив на вопросы, вы дали характеристику музыкальному произведению. Но почему знаменный распев именно таков? Какие особенности христианской религии придали ему именно такие черты? Вспомним, что язычеству было присуще многобожие, а в христианстве - Бог един. Один из перечисленных выше вопросов объясняет, как единобожие нашло отражение в музыке. 
  
    Выполняя задание к уроку, мы должны понять, как проявляется взаимосвязь особенностей православной христианской религии и знаменного распева.
Внимание! Пройти тест нужно до 5 декабря 21.00ч.

(Свои данные необходимо ввести в формате -  Фамилия Имя класс,
например, Сидоров Саша )
Урок № 3 (на 07.12.2020г.)

"Фрески Софии Киевской". "Перезвоны" В.А. Гаврилина. 
Молитва как музыкальный жанр
«Крестный ход в Ярославле». Художник Алексей Боголюбов

    Российская культура уходит корнями в глубокую древность. Колокола извещали жителей о радостных и печальных событиях. Гусли сопровождали сказания. С молитвой обращались люди к Богу. Композиторы, вдохновлённые древнерусской культурой, нередко включали национальные элементы в свои произведения.
Слушаем: П.И. Чайковский "Молитва" ("Детский альбом")👇
    Церковная музыка оказала большое влияние на композиторов всех эпох. Отечественные и зарубежные авторы обращались к религиозным текстам и жанрам, использовали интонации церковной музыки в светских сочинениях. К самой известной молитве «Аве Мария» обращались в своем творчестве Ф. Шуберт, Ш. Гуно и многие другие. 
Слушаем: Прелюдия до мажор И. С. Баха. В переложении Ш. Гуно. "Аве Мария"👇
    Композиторы часто пользовались приёмами стилизации и цитирования, имитировали звучание колоколов. Осмысление религиозных сюжетов характерно и для современных композиторов: В. Гаврилина, В. Кикты и др. 
Слушаем: В. Кикта. "Фрески Софии Киевской" Орнамент👇

    Валерий Гаврилин в симфонии-действе «Перезвоны» имитировал звучание колокола посредством голосов смешанного хора.
Слушаем: фрагмент из симфонии-действа "Перезвоны", номер "Ти-ри-ри"👇

Внимание! Пройти тест нужно до 12 декабря 21.00ч.  

(Свои данные необходимо ввести в формате -  Фамилия Имя класс,
например, Сидоров Саша )

Урок № 4 (на 14.12.2020г.)

ОБРАЗЫ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. 
"Небесное и земное" в музыке Баха
    
    Западно-европейская духовная музыкальная культура развивалась параллельно с русской. 
    Название григорианский хорал связано с именем папы Григория I, прозванного Великим. Он, согласно преданию, составил круг строго канонизированных песнопений, распределенных в пределах церковного года. Говоря простым языком, сказал католикам что петь, когда и как. Название "григорианский" было присвоено католическому песнопению спустя 300 лет после смерти папы. Давайте услышим звучание григорианского хорала. 👇
    
   
 Православные и католические традиции имеют отличия. Но, согласитесь, звучание хорала напомнило возвышенно-сосредоточенное умиротворение знаменного распева! В этих жанрах нашли отражение основы христианской религии. Отличие - в языках! Латынь в Григорианском хорале и древнерусский в знаменном распеве.

"Небесное и земное" в музыке Баха

С основными понятиями этого урока вы познакомитесь, посмотрев видео урок

    
Как часто мы произносим слова "великий", "гениальный", говоря о человеке искусства... Про Баха можно с уверенностью сказать - трудолюбивый! Он, как истинный христианин, считал, что талант, данный Богом, можно и нужно приумножать своим трудом. Бах не только виртуозно играет на органе, но досконально разбирается в его устройстве. Он не только руководит церковным хором, но сочиняет для него новые и новые кантаты. Бах не только совершенствует свой дар, но учит музыке детей...
    В чем секрет его музыки? Почему она звучит спустя много столетий после смерти композитора в храмах и концертных залах? На радио, телевидении, в художественных фильмах? Скорее всего, причина в техническом мастерстве и духовном величии его произведений. Его музыку нельзя слушать "мельком". Она требует внимания и сосредоточенности. Но если ты совершил усилие воли и вслушался в мелодическую интонацию, перед тобой раскроется невероятный мир гармонии и совершенства!


     Программисты сыграли Токкату и фугу ре минор на миди клавиатуре. Мы можем не только слушать музыку, но и следить за звучанием отдельных тем. Большинство своих произведений Бах писал в полифоническом стиле. Полифония означает многоголосие. В обычной музыке есть главная мелодия и аккомпанемент. А в полифоничной все мелодии между собой равноправны! 
    ⏳ Задание к уроку будет состоять только из одного вопроса: почему в видео фрагменте звуки окрашены в разные цвета? Что это означает? Принимаются любые ответы.
 (не переживайте, плохих оценок за это задание не поставлю!)

III четверть

Урок № 1 (на 18.01.2021г.)
страницы в учебнике 76-79

Фортуна правит миром. "Кармина Бурана"

 
     
Друзья, вы верите в фортуну? 
    Древние римляне определенно верили в удачу! Точнее, они надеялись, что Богиня Фортуна им обязательно принесет эту удачу! Стоя на колесе, которое ни на секунду не прекращало свое вращение, Фортуна рассыпала благодать из рога изобилия. На ее глазах была повязка, вы конечно знаете, зачем! Но удача может и отвернуться от человека, и белая полоса в его жизни поменяется на черную...
    Одно из средневековых поэтических сочинений, посвященных Фортуне, было спрятано в  монастыре на территории Германии и увидело вновь свет только в конце девятнадцатого века. В средние века языческих богов не очень-то жаловали).
    Немецкий композитор Карл Орф воплотил образ Фортуны в своем произведении. Сборник стихов бродячих музыкантов - вагантов - стал основой для написания сценической кантаты под названием "Кармина Бурана". Кантата состоит из 24 номеров. Открывает цикл первый номер с названием "О, Фортуна!".
   Далее хор поет о всех радостях и горестях земной жизни. А 24 номер, последний, вновь звучит как первый, и вновь звучат строки, посвященные Фортуне. 
Посмотрите видео-урок по этой теме👇

  • Как вы думаете, почему композитор составил цикл кантаты таким образом, что №1 и №24 точь-в-точь повторяют друг друга? 
  • Каково ваше личное впечатление от этой музыки? 
✋Внимание! Номера для викторины! Послушайте 5 номеров (только ничего не исправляйте!!!) 👉 по ссылке.
  ⏳ Домашнее задание к уроку 👉 ТЕСТ
Внимание! Тест для исправления! К тесту приступайте только после повтора материала и прослушивания номеров к викторине. Четыре вопроса я проверяю сама, а не система, поэтому конечный результат узнаете только в школе на уроке. За 10 минут вы должны справиться. 
Пройти тест нужно до 6 февраля 23.00ч. Удачи!

Урок № 2(на 25.01.2021г.)
страницы в учебнике 80-93

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Песни вагантов. 
    
    В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам странствовали
 ВАГАНТЫ или их ещё называли (шутники). Среди них были беглые монахи, странствующие студенты, философы – актёры и певцы, рассказчики и акробаты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии. Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое братство помогало вынести все трудности.
    Вот уже несколько сотен лет знаменитая песня «Гаудеамус» является международным студенческим гимном. 
Послушайте ее 👇
"Где поют Gaudeamus, там начинается цивилизация." - полностью согласна:)
!!!Самостоятельно познакомьтесь с переводом этой песни (запишите его в тетрадь)

Авторская песня сегодня
    Музыка XX века крайне разнообразна. В 1920-х годах в СССР пришёл джаз, в 1950-е – авторская песня, 1970-1990-е ознаменовались появлением рок-музыки, а 1990-е – поп-музыки и поп-культуры. Наряду с этим, композиторы продолжали работать в классических жанрах. Писали оперы и балеты, симфонии и концерты.
                      👉 Посмотрите видео-урок по теме

Послушайте песню "Глобус"👇

Послушайте "Песенку об открытой двери" Б. Окуджава👇
⏳ Домашнее задание к уроку №2 
 1. Прочитать параграфы в учебнике (страницы в учебнике 80-93)
2. 👉 ТЕСТ-игра
Внимание! К тесту приступайте только после повтора материала. Пройти тест нужно до 20 февраля 21.00ч. Оценки в бумажном и электронном журнале будут стоять на 8 февраля 2021г. Удачи! 

Урок № 3 (на 01.02.2021г.)
страницы в учебнике 96-97

ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА И ЖИЗНИ

 
Необходимо прочитать параграф по этой теме (страницы написаны под датой урока). А также вернуться к предыдущему уроку и выполнить из него домашнее задание (
⏳ Домашнее задание к уроку №2 )

!!!Обращаю внимание, тест до 7 февраля 21.00ч.

ТВОЙ КОНСПЕКТ
(твои записи в тетрадь после прочтения параграфа)
По способу исполнения музыкальные произведения подразделяют на вокальные и инструментальные. А по условиям (месту) исполнения и восприятия - на камерные и симфонические. (разницу понимать!!!)
Инструментально-симфоническая музыка бывает программная и непрограммная.
Основной принцип развития, построения музыкальных форм - сходство и различие (повтор и контраст).

Урок № 4(на 08.02.2021г.)
страницы в учебнике 98-105

ОБРАЗЫ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ.
Могучее царство Шопена. Ночной пейзаж (ноктюрн)
    Польша и Франция боролись за право считать Ф. Шопена своим композитором. Он родился в Польше (1810г.), а зрелые годы прожил во Франции (до 1849г.), не имея возможности вернуться на Родину. Ф. Шопен внёс огромный вклад в мировую культуру: как композитор и исполнитель, и сумел по-новому истолковать существующие до него жанры.

С биографией и творчеством Шопена можно познакомиться в видео👇

 или 

    Творчество польского композитора и пианиста Фридерика Шопена оказало значительное влияние на мировую культуру. Среди его сочинений только фортепианная музыка, поэтому жанровое разнообразие его творчества ограничено. В наследии композитора нет произведений крупных форм: опер, балетов, симфоний. Исключение составляют произведения для фортепиано с ансамблем или оркестром. Но и это камерная музыка, рассчитанная на небольшое количество исполнителей и слушателей. В фортепианных миниатюрах Ф. Шопен умел выражать всю гамму человеческих эмоций, создавать неповторимые образы. Значительное место в творчестве композитора занимают национальные польские танцы: полонезы и мазурки; ставшие в его творчестве не музыкой, сопровождающей движения, а полноценными концертными произведениями. 

    Фридерик Шопен пользовался большим успехом уже с ранних лет. Он был виртуозным пианистом и долгое время прожил в Европе. Ф. Шопен имел множество поклонников, но при этом современники отзываются о нём как об очень интеллигентном и сдержанном человеке. Слава не вскружила ему голову. Жизнь его была наполнена переживаниями: и печальная история любви с писательницей Жорж Санд, и волнения о Родине. Для почитателей его таланта ранняя смерть композитора стала невосполнимой утратой.

Инструментальная баллада

Баллада – один из любимых жанров романтического искусства. С жанром вокальной баллады мы встретились, изучая творчество Франца Шуберта, его песню-балладу «Лесной царь». Создание инструментальной баллады принадлежит Шопену. В такой балладе нет стихотворной составляющей, только музыка.

Как и о чем может рассказать инструментальная баллада? 

Для того, чтобы найти один из ответов на этот вопрос, предлагаю вам посмотреть  фрагмент из фильма «Пианист».

    Вторая мировая война подходит к концу. Но борьба главного героя, польского пианиста Владислава Шпильмана,  за свою за жизнь продолжается каждое мгновение. Истощенный, изможденный физически и морально, потерявший родных, он попадает в заброшенный дом, где пытается найти хоть какую-нибудь еду. И вот, заветная банка с консервированными огурцами стала наградой за страдания этого дня. Но не еда главное в данный момент. Ведь в гостиной стоит заброшенный, дребезжащий рояль, которому тоже тяжело пришлось в военные годы. Владислав, несмотря на необходимость скрываться от фашистов, не может не тронуть замерзшие клавиши рояля… Немецкий офицер, проезжая мимо, услышал звуки инструмента в пустом доме и зашел внутрь. 

- Кто ты?

- Пианист…

- Тогда играй.

И вот за несколько секунд в голове Владислава проносятся мысли о жизни и смерти. Что же сыграть  сейчас, в эти мгновения? А вдруг эта музыка станет последней в его жизни?

Выбор не случаен. Баллада Шопена №1.

Что же  сказал наш герой немецкому офицеру этой музыкой? Почему его выбор пал не на прекрасный вальс, изысканную мазурку или проникновенный ноктюрн? Только прослушав  балладу, вы сможете представить себе этот молчаливый, но такой красноречивый рассказ! Обратите внимание, как задумчив офицер. В его взгляде нет превосходства или надменной иронии. Он все понимает…

Урок №5(на 15.02.2021г.)
страницы в учебнике 108-113

 Инструментальный концерт

    В общепринятом понимании слово концерт – это публичное исполнение музыкальных произведений, независимо от жанров, направлений, количества исполнителей, по заранее объявленной программе. Бывают также концерты эстрадные, хореографические, литературные.

Но слово концерт имеет и другое значение. Какое – мы узнаем сегодня!

👉 Посмотрите видео-урок

Для выполнения задания к уроку вам предстоит запомнить, что инструментальный концерт - это произведение для солирующего инструмента с оркестром
    Открыв задание, вы увидите 5 музыкальных вопросов. Внимательно прослушайте каждый фрагмент и подумайте, кто исполняет  музыку. Если вы слышите солирующий инструмент и симфонический оркестр, можно предположить, что звучит инструментальный концерт. Во всех остальных случаях жанры будут иными.

Внимание! Пройти тест нужно с 29.03.21г. до 03.04.21г. 21.00ч.  Оценка в журнале будет стоять на 1 марта 2021г.

(Не забываем свои данные вводить в формате -  Фамилия/Имя/класс (буква),
например, Сидоров Саша )

Урок №6(на 15.03.2021г.)
Проверочный 👉 тест-игра по теме "Могучее царство Шопена"
Внимание! К тесту приступайте только после повтора материала (урок №4 от 8 февраля). Пройти тест нужно до 3 апреля 21.00ч. Оценки в бумажном и электронном журнале будут стоять на 29 марта 2021г. Удачи! 

IV четверть
Урок № 1-2 (на 29.03.2021г. и 05.04.2021г.)
страницы в учебнике 120-131

ОБРАЗЫ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ. 
Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель"

Кони мчатся по буграм;

Топчут снег глубокий…

Вот в сторонке божий храм

Виден одинокий…

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Чёрный вран, свистя крылом,

Вьётся над санями;

Ворон каркает: печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в тёмну даль,

Подымая гривы…

В. А. Жуковский

    На этом уроке нам предстоит знакомство с новым жанром симфонической музыки - музыкальными иллюстрациями. Вновь литературные образы Пушкина станут вдохновением для режиссера и композитора...

Строки из повести  А. С. Пушкина "Метель":

«Не знаю, – отвечал Бурмин, – не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности в преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена. – Боже мой, боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, – так это были вы! И вы не узнаёте меня? Бурмин побледнел... и бросился к её ногам...»

👉Посмотрите видео-урок

Полностью произведение можно послушать ниже, нажимая на время (рядом с названием номера)👇

1. Тройка 0:40

2. Пастораль 4:05

3. Вальс 6:35

4. Венчание 11:10

5. Военный марш 14:50

6. Весна и осень 17:25

7. Романс 20:00

8. Отзвуки вальса 25:05

9. Зимняя дорога 27:10

Урок № 3-4 (на 17.05.2021г. )
страницы в учебнике 138-149

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА. 
Увертюра "Эгмонт". Увертюра "Ромео и Джульетта"
Людвиг ван Бетховен был последним представителем Венской классической школы. Он работал во всех жанрах, существовавших в его эпоху. Музыка Бетховена одна из наиболее часто исполняемых в мире. Несмотря на постигшую его глухоту, композитор продолжал сочинять музыку, лишь представляя её звучание.
Посмотрите видео-урок👇

0:06 Вступление 1 тема 0:39 Вступление 2 тема 2:30 Главная партия 3:26 Побочная партия 7:24 Кода 1 тема 7:41 Кода 2 тема

Музыка – один из самых сложных видов искусства, так как она нематериальна, абстрактна и обращается к чувственному опыту человека. Музыка обладает мощной силой эмоционального воздействия на человека, благодаря палитре средств музыкальной выразительности, используемой композиторами. 

П. И. Чайковского считают великим мелодистом XIX века. Рассмотрим его творчество на примере увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта».

Посмотрите видео-урок👇

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога