Уроки музыки 7 класс


"...Урок - это когда ребёнок набирает света."
Шалва Амонашвили

УЧЕБНИК - активная ссылка учебника за 7 класс

(все красные слова - это активные ссылки, нажимайте на них и изучайте материал, делайте задания).

I четверть

Урок № 1 

Классика и современность.

Как часто мы в своей жизни слышим слово "классика"! Кто-то скажет, что это нечто устаревшее и скучное. А бывает ли классика рока? Или хип-хоп культуры?  Сегодня мы узнаем, что означает слово «классика», чем оно отличается от термина «классицизм». Какие музыкальные произведения принято называть «классикой жанра» и почему классику иногда противопоставляют современной музыке.

Также мы познакомимся с основными законами музыкальной драматургии, сможем отличить повтор от варьирования, секвенцию от имитации. Посмотрите 👉ВИДЕО УРОК! (Контрольные задания на сайте Российской Электронной Школы выполнять не нужно!)

Урок № 2 

В музыкальном театре. Опера.

    Сегодня мы узнаем о строении оперы; поймем, поймем, почему ее в свое время называли "драмой на музыке". Мы проследим линию драматургического развития на примере одного из самых важных произведений русского музыкального театра - оперы Михаила Ивановича Глинки "Иван Сусанин".

Ребята, посмотрите видео урок.

Проверочный тест-игра  открыт 3 октября, а закроется 4 октября  в 11.00 часов.
👉 ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ - ИГРА  (для исправления)
Начиная игру, вы обязательно вводите свою фамилию, имя и класс (букву)! 
    Для успешного прохождения игры вы должны вспомнить тему, повторить названия всех основных голосов (3 женских и 3 мужских). Только тогда вы можете приступать к тесту-игре.

Урок № 3 

Опера "Иван Сусанин". Новая эпоха в русском музыкальном искусстве

      «Жизнь за царя» или, как ее еще называют, «Иван Сусанин» заслуживает признания первой русской национальной оперы. Она стала достоянием отечественного искусства в мировых масштабах, это первая русская опера, получившая признание во всем мире. Несмотря на то, что до «Ивана Сусанина» было написано несколько оперных произведений, они не получили такую популярность. Возможно потому, что сочинявшие их композиторы не являлись великими деятелями искусства, как Михаил Иванович Глинка. Действие спектакля разворачивается вокруг подвига Ивана Сусанина, а неожиданный успех произведение получило из-за ярких героев, национальных костюмов и замечательной музыки с содержанием народных мелодий.

    Краткое содержание оперы Глинки «Иван Сусанин» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на 👉странице.

Посмотрите ВИДЕО УРОК👇
✋Послушаем номера для викторины: 
Каватина и рондо Антониды из I действия👇

Романс Антониды "Не о том скорблю, подруженьки" из III действия👇

(сначала прозвучит свадебный хор подружек, а с 2.20мин. романс Антониды)

Ария Ивана Сусанина "Ты взойдёшь, моя заря" из IV действия👇


Проверочный тест-викторина  открыт до 2 октября до 22.00ч.!!!
👉 ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ с ВИКТОРИНОЙ. Оценки по этой работе появятся в электронном журнале на 30 сентября. 

    Для успешного прохождения заданий вы должны вспомнить тему. Только тогда вы можете приступать к тесту-викторине.

Урок №4 (на 14.10.2021)

Опера "Князь Игорь". Русская эпическая опера.

    В этом году исполнилось 130 лет со дня первой постановки оперы. Публика сразу приняла и полюбила мелодии этого шедевра, и до сих пор эта опера идет на сценах театров с неизменным успехом.

    Бородин по профессии был химиком, ученым, медиком. На его счету более 40 научных работ. Открытая им химическая реакция носит его имя! Во время работы в своей лаборатории Бородин писал записки с фрагментами нотных партий. А на полях нотных сборников, принадлежавших композитору, можно найти химические формулы.

Познакомьтесь с биографией композитора👇

Над оперой Бородин работал 18 (!) лет, но так и не успел ее завершить. Его друзья, композиторы Глазунов и Римский-Корсаков, завершили работу, превратив фортепианную версию в оркестровую.

Посмотрите еще один видео-урок об опере с интересными музыкальными характеристиками главных героев.👇

Музыка Бородина востребована и сегодня. Не только полные оперные постановки радуют искушенного зрителя, но и современные трактовки отдельных номеров оперы.

Урок № 5 (на 21.10.2021)

Балет "Ярославна"

Сегодня мы познакомимся с балетом «Ярославна» и композитором Борисом Ивановичем Тищенко. Проследим отличие современного балета от классического.



Великие произведения искусства, рожденные в далекие времена, современны и сегодня. Их создатели так глубоко проникли в тайны мира и человеческих отношений, что мы и сегодня можем найти в них ответы волнующие нас сегодня. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве», о котором известный литературовед Д. Лихачев писал: «Каждая эпоха находит в нем свое и новое…».

События XIIв., уже знакомые вам по опере А.Бородина «Князь Игорь», легли в основу балета «Ярославна». Музыку балета сочинил композитор из Санкт-Петербурга Борис Иванович Тищенко (немного о нем и о его творчестве вы прочитаете, пройдя по ссылке ниже).

В своем творчестве он по-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора. И в этом мы сегодня убедимся.

В этом балете все по-новому.

В отличие от трактовки сюжета в опере А. Бородина "Князь Игорь", композитором XX в. подчеркнут трагизм поражения Игорева войска.

Вот что он говорил о своем детище:


«Самой важной моей работой в Ленинградском Малом театре стал балет «Ярославна», который занимает в моей жизни особое место. Он стал кульминацией моего творчества. Сегодня, спустя почти тридцать лет после его премьеры, зная все, что происходило в мировом балете за эти годы, по оригинальности я не могу поставить рядом с «Ярославной» ни один спектакль!

Как же создавался этот балет.

Воплощение темы князя Игоря в опере Бородина ему не нравилось, «…но сюжет не выходил из головы и волновал меня постоянно. Как раз в это самое время артист балета Кировского театра Юрий Хохлов - очень симпатичный, скромный человек - принес ему свое либретто балета «Князь Игорь» в трех актах. К сожалению, балетное либретто Хохлова пересказывало оперное - и героем его также оставался князь Игорь: именно такая интерпретация во мне вызывала протест. Ничего себе герой! Всех обманул, погубил войско, показал неспособность противостоять татарам и вверг свою родину в двухсотлетнее татаро-монгольское иго! Ну никак я не мог такого принять!

В большинстве древних летописей события того времени и авантюра князя Игоря описывались так же трагично, как и в «Слове». Мало-помалу в моем воображении возник образ автора-летописца «Слова» — участника исторических событий.

Героиней нашего балета стала Ярославна. Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины — определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через ее мысли и чувства.

1. Все русские у меня танцевали босыми, все враги (женский кордебалет) — на пуантах, в мужских костюмах, с закрытыми лицами: руки — в черных перчатках, пуанты — черные, как копыта, тело — в темно-коричневом трико. Сам костюм — и штаны, и рубаха — из тарной ткани (мешковины грубой фактуры — очень дешевой).

2. Привычных па-де-де и любовных сцен вообще нет.

3. Сочетание пения и танцев.

4. Приглашены не артисты, а лучники, которые изображали половцев, они танцевали вокруг извивающегося Игоря, всаживали в пол сцены натуральные стрелы. Попадание каждой такой стрелы в пол Игорь пластически акцентировал, выражая телесную боль, а в конце падал без движения внутри рокового круга из стрел…

5. Декорации – тексты старинных хроник и летописей.

Когда открывался занавес, в полной темноте на декорационном заднике и кулисах медленно высвечивались древние тексты «Слова о полку Игореве». В светлых одеждах цвета страниц стоял кордебалет русичей: женщины — в одинаковых длинных рубахах чуть разных тонов, с убранными в узел волосами, перевязанными тонкой лентой; мужчины — в рубахах и штанах такого же тона, с волосами, забранными кожаным ремешком по лбу. На костюмах проступали древние литеры.

Сгруппированные в соответствии с церковными канонами, они напоминали фреску, изображающую Русь, словно олицетворяя собой часть этого текста — фразы, слова, буквы. Все персонажи будто выходили из текста и в него же возвращались. Из-за кулис появлялись только половцы.»

Самобытный музыкальный язык балета включает в себя суровые распевы, звучащие у мужского хора, энергичные наступательные ритмы военного похода, скорбные "завывания" у оркестра ("Степь смерти"), тоскливые наигрыши духовых, напоминающие звучание жалеек.

По ссылке перейдите на 👉Интерактивный плакат, где можно познакомиться с биографией и творчеством композитора, а так же вы увидите перечень музыкальных номеров из балета, которые должны послушать  и записать в тетрадь (так же, как и ему урока, композитора). 


!!!Обращаю ваше внимание: тест с интерактивного плаката необходимо выполнить  не позднее 27 октября 21-00. Советую делать в день урока, пока помните тему. 

Если у Вас появятся вопросы, задавайте их по электронной почте.

Все оценки будут выставлены в электронную школу  от 21.10.2021 числа.

II четверть

Урок № 3 (на 03.12.2020)

В музыкальном театре. "Мой народ - американцы!"

Сегодня мы встречаемся с создателем американской национальной классики ХХ века - Джорджем Гершвиным, с человеком, который, по словам американского критика Арнольда Шёнберга «… живет музыкой и выражает все чувства - серьезные и несерьезные - музыкой, потому что это его естественный язык…»Он сделал для американской музыки то же, что в 19 веке осуществили М, Глинка в России, Э. Григ в Норвегии, Ф. Шопен в Польше.

Гершвин Джорж (настоящее имя – Яков Гершович) (1898–1937), американский композитор. Родился 26 сентября 1898 в Бруклине. Гершвины жили в России, потом они переехали в Америку и там в Америке родился брат Джорджа – Айра.

Гершвин сочинил три десятка оперетт и мюзиклов для театра и кино, большинство на весьма удачные либретто своего брата Айры Гершвина (1896–1983). Их музыкальное воплощение отмечено остротой ритма, самобытностью интонаций, остроумием. 

Создатель американской национальной классики 20 века. Гершвин подарил слушателям красоту новой, неизвестной широкой публике музыки «черного» населения Америки – негритянской музыки.

Жемчужиной творчества Гершвина является «Rhapsody in Blue» Рапсодия в блюзовых тонах» или «Голубая рапсодия»). Послушайте хотя бы фрагмент:)👇


Рапсодия (греч. ραψωδια) - в музыке обозначает произведение в свободной форме на основе народных мелодий. Жанр рапсодии близок жанру фантазии, поэмы. В Древней Греции рапсодами называли певцов-сказителей, которые слагали эпические поэмы и исполняли их нараспев. Одним из них был Гомер, а одними из античных рапсодий были его «Илиада» и «Одиссея».

👉Смотреть видео урок 

Как вы думаете, к какому направлению музыки (серьёзному или лёгкому) можно отнести «Рапсодию в стиле блюз»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно проанализировать это произведение. Систематизируем наши размышления в таблице:

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин

СЕРЬЁЗНАЯ музыка

ЛЁГКАЯ музыка

Обращение к жанру классической музыки - РАПСОДИИ 

(использование традиционных приемов симфонического развития, основанного на контрастном сопоставлении различных образов)

Близость к ДЖАЗУ 

(специфическая манера интонирования: глиссандо, импровизационность изложения музыкальных тем, «игра» тембрами инструментов симфонического оркестра)

РАПСОДИЯ – это крупное одночастное произведение в свободной форме на основе народных мелодий.

ДЖАЗ – это форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур.

СИМФОДЖАЗ – стиль музыки, сочетающий в себе элементы джаза и лёгкой симфонической музыки.

Впервые этот термин употребил в 1920-х годах известный американский дирижер Пол Уайтмен. В большинстве случаев это была танцевальная музыка с оттенком «салонности». Однако тот же Уайтмен стал инициатором создания и первым исполнителем знаменитой «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина, где слияние джаза и симфонической музыки оказалось на редкость органичным.

    Спустя почти сто лет после создания в России М.Глинкой подлинно народной драмы - оперы "Иван Сусанин" - Джордж Гершвин написал оперу "Порги и Бесс", первую американскую национальную оперу.

    «Порги и Бесс» (англ. Porgy and Bess) ― опера Джорджа Гершвина в четырёх актах и девяти картинах. Впервые поставленная в 1935 году. «Порги и Бесс» ― одна из вершин творчества композитора. Музыкальный материал, выбранный Гершвином для создания оперы, разнообразен и основан на джазовых и блюзовых мотивах, негритянском фольклоре, импровизации,  использована имитация «неправильного» народного произношения.

👉Смотреть видео урок

Уважаемые семиклассники! 
Задания по уроку нужно выполнить  в виде прохождения теста. Время на его прохождение 15 минут: 10 вопросов, 3 из них - музыкальные (нужно выбрать из предложенных вариантов что звучит).
    Для успешного прохождения игры вы должны внимательно посмотреть второй видео урок по данной теме (именно по нему тест). Во время просмотра запомнить важное и сделать для себя конспект. 

👉Тест по теме "Порги и Бесс"

II четверть

Урок № 4 (на 10.12.2020)

Опера "Кармен". Самая популярная опера в мире

    Сегодня мы узнаем о новом типе оперы - лирическом. Лирика - это отражение чувств человека. Французский композитор Жорж Бизе создал новый тип оперного спектакля, где героями стали обычные люди, где 
в музыке отражаются не только их мысли и чувства, но и менталитет страны, в которой они живут. Его опера "Кармен" признана самой популярной оперой в мире. А как измеряется популярность? В чем ее причины? Для того, чтобы ответить на эти и другие вопросы, познакомьтесь с видео уроком и выполните упражнение.

    Можно с этой оперой в сокращенном варианте познакомиться через мультфильм. Посвятите этому несколько дней (чтобы не утомляться)
М/фильм опера «Кармен», Ж.Бизе. Действие 1👇

М/фильм опера «Кармен», Ж.Бизе. Действие 2👇


М/фильм опера «Кармен», Ж.Бизе. Действие 3👇


М/фильм опера «Кармен», Ж.Бизе. Действие 4👇


   👉 Тренажер Он вам необходим для знакомства с музыкальными номерами для викторины. Из тренажера запишите их названия себе в тетрадь и при прослушивании запоминайте.

    Сегодня ничего на оценку с этого урока присылать не нужно. Исправляйте предыдущие долги. Вот их жду!

Урок № 5 (на 17.12.2020)

Балет "Кармен-сюита". Новое прочтение оперы Бизе

 
 
Сегодня мы увидим, что в искусстве хореографии находят отражение не только мысли и чувства человека, но и целая эпоха. Проследим за развитием хореографического искусства в потоке времени. Познакомимся с жанровым разнообразием балета и с его величайшими исполнителями. Осмыслим особенности музыкального языка Р. Щедрина.
👉 Смотрите ВИДЕО УРОК Из урока найдите ответы на следующие вопросы: 
  1. Композитор, создатель «Кармен-сюиты» 
  2. Инструменты, которые НЕ звучат в «Кармен-сюите» 
  3. Жанр балета 
  4. Первая исполнительница партии Кармен 
  5. Постановщик спектакля, хореограф 
  6. Театр, где состоялась первая постановка балета 
  7. Переработка чужой идеи, музыки 
  8. Символичное количество номеров «Кармен-сюиты» 
  9. Символичная форма сцены балетного спектакля  

Начиная игру, вы обязательно вводите свою фамилию, имя и класс (букву)! Работы, подписанные только именами, я не рассматриваю и не принимаю!!! Оценка будет стоять в электронном журнале на 17 декабря.
Проверочный тест-игра закроется 28 декабря в 21.00 часов.

III четверть

Урок № 1 

(на 21.01.2021г.)

(в учебнике страницы 62-65)

Сюжеты и образы религиозной музыки

    

    Сегодня мы узнаем, что такое религиозная музыка, как она развивалась, чем отличается христианская религиозная музыка православной и католической традиции. Познакомимся с понятиями хорал, полифония, псалмы, месса и другие, узнаем, почему известные композиторы обращались к духовной музыке, какие нравственные и философские идеалы вдохновляли их на создание религиозной музыки.

  Духовная музыка — музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например, католическая месса), так и свободными, написанными на основе или под влиянием священных книг (для христиан — Библии).

  

       Композиторы, сочинявшие духовную музыку:

  • русские -  М.Березовский, Д.Бортнянский, Е.Фомин, П.Чесноков, С.В.Рахманинов

  • зарубежные - В.А.Моцарт, И.С.Бах, Дж.Перголези

    Самым величественным вокально-драматическим произведением, завершившим творческий путь Иоганна Себастьяна Баха — великого немецкого композитора XVIII века (глубоко верующего человека), по праву считается "Высокая месса" (си минор).

    Месса - многочастное циклическое вокально-инструментальное произведение на текст определенных разделов главного богослужения католической церкви. В православной церкви ему соответствует литургия.

    Судьба "Высокой мессы" необычна - предназначенная для церковного богослужения, она никогда не исполнялась в церкви.

    В "Высокой мессе" - 24 номера (15 хоров, 3 дуэта, 6 арий). Состав исполнителей: смешанный хор, солисты (сопрано, альт, тенор, бас), оркестр и орган.

    Месса относится к вокально-драматическому жанру, ее драматургия основана на раскрытии контрастных образов, свойственных сценическим жанрам. Идея Мессы - "от страдания к радости" - воплощается через сопоставление двух образных сфер. Первая сфера - это образы скорби, горести и страдания, "вздохи и слезы", исполненные величием духа. Вторая, контрастная первой, - образы радости, света и ликования, триумфа правды и активного действия. Эту сферу можно считать вполне мирской, земной, жизненной.

✋Внимание! Номера для викторины! (вы с ними уже знакомились в видео-уроке, закрепите). Послушайте 3 номера из пяти основных песнопений Мессы.

  Слушаем №1 "Kyrie, eleison!"👇



Слушаем №23 "Agnus Dei" 👇
👍 Сегодня нет домашнего задания. 

Урок № 2 

(на 28.01.2021г.)

(в учебнике страницы 66-69)

Музыкальное зодчество России. 

"Всенощное бдение" С.В. Рахманинова

    Нечто высшее, прекрасное, совершенное предстает и во "Всенощной", или "Всенощном бдении", Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943).

Всенощная - это богослужение православной церкви, которое совершается вечером накануне воскресенья и праздников и объединяет службы вечерню и утреню.

    "Всенощное бдение" было написано в тяжелое для страны время Первой мировой войны (в начале 1915г). Торжественная песнь, воспевающая красоту земли русской, доброту и силу людей, тепло материнского чувства, прозвучала как противостояние несправедливости и бесчеловечности войны, как отклик на людские страдания.

    "Всенощную" Рахманинова называют замечательным созданием музыкального зодчества России, фундаментом которого явились древние песнопения.  Подобно хоралам и "Высокой мессе" Баха, музыка "Всенощной отражает чувства, размышления о жизни и смерти.

    Это произведение могло родиться только в России. Во всем русском хоровом искусстве трудно найти другое такое сочинение, в котором бы русский характер, образы родной природы, высокое этическое и нравственное чувство были выражены сильнее. Озвученный облик Родины - так можно определить художественную идею "Всенощной". 

 Полное произведение Сергея Рахманинова "Всенощное бдение" в исполнении Гос. Академ. Русского Хора СССР

(Худ. руководитель и дирижёр - Александр Свешников, Солисты: Клара Коркан и Константин Огневой, 1965г.)

можно послушать ниже👇

"Вечерня"
1. Приидите, поклонимся 2. Благослови, душе моя, Господа 3. Блажен муж 4. Свете Тихий 5. Ныне отпущаеши 6. Богородице Дево, радуйся 7. Шестопсалмие "Утреня"
8. Хвалите имя Господне 9. Благословен еси, Господи 10. Воскресение Христово видевше 11. Величит душа моя Господа 12. Славословие Великое 13. Тропарь "Днесь спасение" 14. Тропарь "Воскрес из гроба" 15. Взбранной Воеводе


✋Внимание! Номера для викторины! Послушайте 4 номера.
Слушаем №1. Приидите, поклонимся 👇
(своеобразный эпиграф-приглашение, звучащий торжественно и строго)

Слушаем №5. Ныне отпущаеши 👇
(подобно умиротворённой колыбели)

Слушаем №6. Богородице Дево, радуйся 👇

 👉 Слушаем №8. Хвалите имя Господне

(звучит активно и утверждающе)

Урок № 3-5 

(на 04.02.2021г., 11.02.2021г., 18.02.2021г.)

(в учебнике страницы 70-73)

Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда". Вечные темы

В продолжение раздела «Сюжеты и образы религиозной музыки» мы подошли к очень интересному произведению.

В середине XX века наряду с академической музыкой получили развитие и так называемые альтернативные направления. Джаз, рок, эстрада заняли каждый свою нишу в пёстрой палитре музыкальных стилей и жанров. Уникальным синтезом самых противоречивых тенденций стал жанр рок-оперы. В чём состоят эти противоречия? С этим вопросом вы сегодня и попробуете разобраться на примере самого известного произведения «Иисус Христос – Суперзвезда» Э.-Л.Уэббера. 


Произведение Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда» не было первой в истории музыки рок-оперой. Но оно стало безусловным мировым хитом, навсегда изменившим музыкальную культуру XX века. 👉Сюжет произведения (!!!перейти по ссылке и познакомится с сюжетом) взят из Евангельских текстов и охватывает последнюю – Страстную неделю земной жизни Иисуса Христа. 

ВАЖНО! Библейский сюжет, лежащий в основе рок-оперы, рассказан необычным, «молодёжным» языком, а все библейские персонажи представлены простыми людьми, склонными к страстям и слабостям. 


    Пришло время познакомится с этим шедевром. На станице 👉 Викторины для 7 класса вы найдете перечень всех номером для викторины по этой теме. В скобках стоит время начала номера (для лучшего ориентира). Советую сразу в тетрадь написать название номеров и их время, а потом при просмотре видео пользоваться конспектом.


на всякий случай 👉 вторая ссылка
!!!Викторина  открыта 7 февраля, а закроется 13 февраля в 21.00 часов. Прочитайте инструкцию в самом начале викторины. 
Начиная викторину , вы обязательно вводите свою фамилию, имя и класс (букву)! Иначе, я не засчитываю работы. 
    Для успешного прохождения викторины, вы должны вспомнить музыкальные отрывки с уроков 1 и 2. Только тогда вы можете приступать к заданиям. Оценка за викторину будет выставлена в бумажном и электронном журнале на 28 января 2021г.

!!!Тест  открыт 18  февраля, а закроется 23 февраля в 21.00 часов. 
    Для успешного прохождения теста, вы должны вспомнить теорию с уроков 1 и 2. Только тогда вы можете приступать к заданиям. Оценка за тест будет выставлена в бумажном и электронном журнале на 4 февраля 2021г.

IV четверть

Урок № 1 

(на 15.04.2021г.)

(в учебнике страницы 70-73)

Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда". Вечные темы

!!!Викторина  открыта с 15 апреля по 17 апреля до 21.00 часов. В ней 5 номеров из рок-оперы. После проигрывания каждого номера видео останавливается. Ответы не вносите в поле "НАПИШИТЕ НАЗВАНИЕ КОМПОЗИЦИИ", а (при необходимости) прослушивайте еще раз или (если знаете ответ), пропускайте (записывая их у себя).
 Ответы нужно прислать мне на почту grinya.2882@gmail.com

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога